Сжиженный газ — альтернатива автомобильного топлива
Общепризнано, что автомобильный транспорт вносит одну из наибольших составляющих в суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
С каждым днем увеличивающееся негативное влияние автомобилей на окружающую среду и здоровье человека заставляет пересмотреть подход к развитию автотранспорта.
Данный факт заставляет самые различные круги — государственные экологические центры, различные комитеты по охране окружающей среды, а также газовые предприятия различных форм собственности все чаще поднимать вопрос - «Каким образом добиться снижения количества вредных выхлопов без ввода каких либо ограничений в использовании транспорта?»
Использование альтернативных видов топлива и, сжиженных углеводородных газов (пропан/бутан (СУГ)) является самым реальным и легко реализуемым решением данного вопроса.
Несмотря на развитие катализаторной техники, бензиновых топлив безсвинцового содержания, серосвободных дизельных топлив, автомобиль находится , как прежде на вершине пирамиды загрязнения воздушной атмосферы в Германии и других странах мира. Автомобильный транспорт приносит около 75% от общего количества окиси углерода CO, около 60% окиси азота и около 50% углеводородов.
Углеводороды и окислы азота под воздействием солнечных лучей увеличивают концентрацию озона. Тепличный эффект провоцируется окислами углерода, азота, метана. Причем окислы углерода с 50% оказывают наибольшее влияние. Также автомобильные выхлопы оказывают огромное влияние на образование кислотных дождей. Кислоты образуются в атмосфере как следствие высокой концентрации серных и азотных окислов.
Ни в коей мере нельзя забывать о дизельных источниках сажи, копоти и т.д. Все вышеперечисленное заставляет искать новые пути в развитии транспорта. Автомобильный транспорт, переоборудованный для работы с сжиженными углеводородными газами, решает многие проблемы по охране окружающей среды, приносит значительную экономию при эксплуатации автотранспорта.
Основными компонентами сжиженного газа, используемого как автомобильное топливо, являются пропан и бутан, получаемые при добыче природного газа и нефти, а также при различных стадиях ее переработки на нефтеперерабатывающих заводах.
Экономия средств на приобретение ГСМ при эксплуатации автотранспорта на газомоторном топливе, тпо сравнению с работающем на бензине, составляет более 50%.
Улучшение экологии при эксплуатации автотранспорта на сжиженном углеводородном газе достигается за счет уменьшения в выхлопе содержания окиси углерода в 1,5-2 раза (по сравнению с жидким моторным топливом бензином и дизтопливом). Сернистые соединения и частицы сажи с адсорбированными на их поверхности токсичными и канцерогенными компонентами практически полностью отсутствуют.
Испльзование сжиженного газа способствует увеличению межремонтного пробега двигателя в 1,5-2 раза вследствие уменьшения износа трущихся частей, более совершенного сгорания рабочей смеси и снижения нагарообразования, снижение уровня подаваемого шума, кроме того увеличивается срок службы моторного масла из-за отсутствия у газа растворяющих и смывающих веществ.
Октановое число (СУГ) около 105, что значительно превосходит октановое число бензинов АИ — 93,95,98 при этом газ не содержит токсических добавок, которые добавляются в бензины для повышения их октанового числа.
Пожаробезопасность газовых видов моторного топлива считается достаточно низкой. Пары жидкого газа тяжелее воздуха и поэтому сразу после утечки стелятся по земле. Однако уже вскоре после нагрева ( ≈ 400 С) их плотность становится равной плотности воздуха. Последующий нагрев паров делает их легче воздуха. При небольших утечках пары образуются в точке и быстро рассеиваются в атмосфере.
- Температура воспламенения СУГ 365-4500 C, бензина - 230-4800 C.
- Минимальная энергия зажигания газа 0,26 кДж, бензина — 0,24 кДж.
- Максимальное давление взрыва газа 0,9Мпа, бензина — 0,9 Мпа.
Отношение к газовому топливу в нашей стране весьма критическое. Обыватели довольствовались рассказами таксистов о запахе газа в салоне, частых отказах оборудования, ходили слухи, что газ опасен для здоровья. На самом деле до настоящего времени просто не было производителей качественного, современного газобалонного оборудования — отсюда проблемы с заводкой, большим расходом газа и т.д. Плохо сделанная вещь в принципе не может работать хорошо. Неквалифицированный монтаж и ремонт только усиливали негативное отношение к этому виду топлива. А самое главное — отсутствие заинтересованости у исполнителей программы газификации автотранспорта породило соответствующую PR-компанию, целью которой было дисредитировать саму идею.